azhardo2011

Categories:

В ГОСТЯХ У ЧАПАЯ...

Потянуло на мемуары, уж очень неординарные у меня воспоминания, окрашенные восторгом и счастьем от соприкосновения  с великими Мастерами сцены и экрана, киноведения, с их родными и близкими...

Та эпоха давно ушла, но живы еще мы, советские дети, вкусившие настоящего, могучего, выдающегося искусства в области кино и театра! Поделюсь с вами этими незамысловатыми,  правдивыми, иногда смешными, историями...

Мое детство, до потери мамы, в 1969-ом году, было знаменательно встречами, знакомствами, общением с легендарными деятелями кино и театра.

Б.А.Бабочкин в фильме "Чапаев"
Б.А.Бабочкин в фильме "Чапаев"

Мама, Пономарева Тамара Николаевна,  была специалистом по актерам МХАТ им.Горького, кандидатом искусствоведения. Начинала она свой трудовой путь в конце 50-х, после окончания истфака МГУ, в Музее МХАТ в Камердинерском переулке, где мне довелось полазить по всем помещениям с архивными материалами, макетами декораций знаменитых спектаклей, побывать за кулисами великой сцены, бесчетное количество раз посмотреть «Синюю птицу».

В кабинете К.С.Станиславского
В кабинете К.С.Станиславского

Мама хорошо знала всех титанов этой сцены, участвовала в комсомольской жизни молодежи театра. В ту пору там секретарем комсомола был В.Невинный, а мама чуть ли не его заместителем! Все излагаю по давней памяти, как мне рассказывали, так что не обессудьте.

Мама с Н.а.СССР Анастасией Зуевой. Сцена из "Грозы". Пароход "А.П.Чехов", 24.05.1960
Мама с Н.а.СССР Анастасией Зуевой. Сцена из "Грозы". Пароход "А.П.Чехов", 24.05.1960

Потом, примерно в 1964-65 г.г. мама поступила в аспирантуру в Институт Истории Искусств, что и по сей день (новое название — Государственный институт искусствознания (ГИИ)  находится в Козицком переулке, 5  г.Москвы, где-то за Елисеевским магазином.

Автореферат диссертации https://search.rsl.ru/ru/record/01006451517, 

Сама диссертация хранится в Музее МХТ им.Чехова.

Тема маминой диссертации, как и всех ее многочисленных публикаций в журнале «Искусство Кино» и других изданиях о кино-театре, была «Актеры МХАТ в кино». 

Поэтому она активно вращалась в кругу театральной и кинобогемы того времени.В то время были очень популярны лектории во Дворцах Культуры, где мама читала лекцию о жизни какого-нибудь народного киноартиста, любимца публики, демонстрировала фрагменты из фильмов и спектаклей (речь только об актерах ее любимого театра), а потом шел полнометражный фильм с участием этого актера (актрисы). 

Я помню, как совсем  малышкой восседала в первом ряду и гордилась своей мамочкой. Она была умница, красавица, с безупречным вкусом, интеллигентна и деликатна. Блестящий оратор. Залы всегда были заполнены, в основном, дамами, домохозяйками.

Однажды ее пригласили на ТВ (не помню, как тогда точно назывались единственная парочка-тройка каналов), как узкого специалиста, в передачу «Театральные встречи». Могу ошибаться с названием, но суть одна: актеры, закончившие школу-студию МХАТ, встретились, чтобы освежить в памяти студенческую жизнь. А мама ведь очень хорошо и лично знала их педагогов, Мастеров сцены, Народных Артистов СССР.

Передачу вела Нонна Бодрова, знаменитый диктор того времени, которая тоже окончила эту студию.

Помню, за мамой прислали служебную машину, которая всех приглашенных объезжала по адресам. В машине сидел гордый и отстраненный О.Ефремов. За все время пути до Шаболовки (или уже Останкино, не уточняла) он не проронил ни слова, по рассказам мамы. В студии были также Леонид Харитонов и Олег Табаков. Больше никого не помню, наверное, только они.

Маме дали слово, она замечательно поведала о том, что хорошо знала, дала блестящие характеристики тем, кому считала нужным. И после передачи ее редакция пригласила вести часовую, авторскую, про театр, кино. 

Это был невероятный шанс! 

Тогда на экране мы видели только избранных и единственных-неповторимых. Началось обсуждение, маме много звонили, велись переговоры. 

В то время таких специалистов было раз-два и обчелся, а мама явно выделялась своей эрудицией и интеллигентной внешностью-манерами. Будто создана для такой работы. 

Одна ее коллега по Музею, Екатерина Аркадьевна Шингарева (для меня с детства — тетя Катя),  сказала о маме, что подруга ей казалась даже безупречной. Увы, в 37 мамы не стало...

И так и не состоялась телепередача, да и не все условия, надиктованные редакторами, маме нравились. Она была  несгибаема, не любила под чужую дуду приплясывать, имела четкую искусствоведческую позицию. Никогда не страшилась высказать свое мнение о той или иной работе даже самым маститым режиссерам-актерам, на всеобщем обсуждении. Подхалимаж не для нее был, это и мне передалось...

Вот мы и подошли к развязке той интриги, что в начале моего повествования...

Все складывалось  очень легко и просто, а до Чапаева было рукой подать! 

Маму назначили ученым секретарем сектора кино, параллельно с учебой в аспирантуре Института. Это была ее оплачиваемая должность, ее все слушались, ибо она командовала всякими совещаниями, круглыми столами, сбором всех научных работников этого сектора. 

 Научным руководителем маминой диссертации стал Ростислав Николаевич Юренев, советский и российский кинокритик, киновед, педагог, доктор искусствоведения (1961), заслуженный деятель искусств РСФСР (1969).

Юренев Р.Н.
Юренев Р.Н.

Мама его очень ценила, они тепло дружили, общались, мама приезжала к ним в гости, мне всегда с восторгом рассказывала, как ее там радушно принимали.

Меня тоже знакомили с мамиными коллегами, многие были у нас в гостях, к кому-то мы ездили на чай, посиделки, юбилеи.

И вот одной из коллег, маминых приятельниц, была Наталья Бабочкина. 

Мама всегда отзывалась о своем окружении исключительно в положительных тонах, ибо ей удивительно везло на приятное общение еще с университетских времен. 

Мама считалась, наверное, в юности и далее, как жительница роскошной квартиры в высотке на Котельнической, «золотой» молодежью. Но потом жизнь потрепала не на шутку, мы оттуда уехали в хрущевку, на ул.Д.Бедного. Это отдельная история, тоже поучительная.

Однажды мама меня спросила: «Марина, ты хочешь посмотреть на живого Чапаева?»

Что за вопрос для девочки, смотревшей знаменитый фильм бессчетное количество раз? И каждый — с абсолютным восторгом! Чапаев был нашим кумиром, Героем! Абсолютный авторитет для младших школьников.

Сегодня, задумав приступить к своим воспоминаниям, я проанализировала давние эмоции по поводу сюжета фильма, и поняла, что меня с детства волновали конные забеги, топот копыт, стремительное появление конницы и мощь, напор, огонь в каждом кадре и жестах артистов. А потому что я родилась в 21-е лунные сутки, с названием:

«Табун коней. Символ - конь, табун лошадей, колесница. Время неукротимого движения вперед, ввысь; день храбрости, бесстрашия, добровольной жертвы, отказа от собственности; революционных перестроек, упорства в достижении цели, умение добиться триумфа.»

Плюс — доминирование огненной стихии в космограмме. Отсюда — пассинарность и доблесть в поведении и творчестве. Ну, и гены, конечно. 

Кадр из легендарного фильма
Кадр из легендарного фильма

Так что, уговаривать меня было не надо, я с удовольствием составила маме компанию...

Немного из биографии Бориса Андреевича Бабочкина...

«Когда звучит имя актера Бориса Бабочкина, знатоки советского кинематографа в первую очередь вспоминают блистательную роль Чапаева в одноименном фильме. Картина вошла в сотню лучших работ мирового кино и принесла всесоюзную славу Борису Андреевичу. Сам Андрей Гончаров называл коллегу великим мастером с поразительной узнаваемостью, а Олег Ефремов считал, что система Станиславского списана с таких людей, как Бабочкин.»

Борис Бабочкин в молодости
Борис Бабочкин в молодости

Здесь вы сможете подробнее ознакомиться с его творческой биографией, а я продолжу свой незамысловатый рассказ в следующей публикации...

https://24smi.org/celebrity/53489-boris-babochkin.html

Будет интересно! Потому что  все написанное — настоящее и искреннее, от маленькой, наивной, веселой и восторженной девочки 60-х годов о титанах советского искусства...Мама была еще жива, мир кино и театра распахивал свои заветные, волшебные двери...Надолго ли? 

Продолжение здесь...https://azhardo2011.livejournal.com/#post-azhardo2011-32400

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded